Ford Motor Company в Советской России

Ни один иностранный промышленник не известен в нашей стране так, как тот, о котором идет речь. Ему, его производственным и организационным методам посвящено более двух десятков книг, изданных в Москве и Ленинграде. Ни одна автомобильная марка не пользовалась такой популярностью в СССР, как созданная им. Тем более, что его автомобили стали продаваться в России с 1907 года. Человек и марка — Форд. На заре автомобильной промышленности генеральным представителем Ford Motor Company по всей России был торговый дом МС Фриде в Санкт-Петербурге, продававший автомобили модели Т под лозунгом «Легко. Форт. Прочно» и в его рекламные брошюры призывали: «Купите Форд не потому, что он самый дешевый, а потому, что он лучший». Эти слова можно подвергнуть сомнению — якобы в рекламных изданиях всегда используется определенная лексика.

А вот в отчете комиссии по организации пробной поездки автомобиля, организованной русским Военным министерством (гораздо более солидным ведомством!) в 1912 году, есть такие слова:

«. Автомобили Форд просты по конструкции, компактны, поврежденные детали заменяются без проблем, изготовлены из отличного материала. Они легко проходят всевозможные уклоны, проходят по любым дорогам и очень экономичны в расходе бензина и шин за счет своей легкости. В результате российская армия закупила тысячи «Фордов» модели Т, и они показали себя с лучшей стороны в годы Первой мировой, а затем и Гражданской войны.Один из этих автомобилей до сих пор экспонируется в столичном Политехническом музее.

Ford Motor Company в Советской России
«Форд-Т» на одном из фронтов гражданской войны. Буквы А, О, Б, С, И, К на руле означали, что машина принадлежала автомобильному ведомству правительства Советской России.

Первые автомобили появились в России уже на следующий год после создания Генри Фордом собственной компании. Например, в Киеве эксплуатировался вагон модели «С» (третьей модели) 1904 года выпуска! Они продавались и в Одессе, и на всем черноморском побережье стараниями некоего Бломберга, дяди Арманда Хаммера, известного в последующие годы бизнесмена.

Читайте также:  Эксперты рассказывают: как выбрать идеальный Ford F-150

Ford Motor Company в Советской России
Слева направо: председатель ВСНХ СССР Межлаук Генри Форд и председатель советской внешнеторговой организации «Амторг» Брон после подписания договора с Ford Motor Company (весна 1929 г.).

Слово «форд» в переводе с английского — «форд». Когда в 1920-х годах между Соединенными Штатами и Советским Союзом еще не были построены дипломатические и торговые мосты, кто-то должен был пересечь реку отчуждения. Ford Motor Company начала продавать нам колесные тракторы еще в начале 1920-х годов. С 1924 по 1992 год ленинградский завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский) выпустил почти 40 000 тракторов американской модели Fordson».

Заграничные прототипы советских автомобилей (Сделано в СССР)

первый заводской бензиновый автомобиль Форда

Первый грузовик, выпущенный в январе 1932 года на ГАЗе по чертежам Ford-AA. Позже автомобиль получил название ГАЗ-АА и выпускался в модернизированном варианте до 1950 года.

Весной 1929 года правительство нашей страны подписало с Фордом договор о технической помощи в строительстве и пуске гигантского по тем временам автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Он должен был производить легковой автомобиль Ford-A и грузовик Ford-AA. Соглашение подписано на девять лет.

Если у вас остались вопросы вы можете задать их на нашем форуме Форд Клуб, сам форум на данный момент переехал в Telegram-чат, перейдя по предложенной ссылке, вы попадете на страницу с приглашением Перейти в Чат — присоединяйтесь к нашему сообществу и общайтесь с владельцами авто марки FORD в удобном и современном формате.

Наша площадка должна была закупить 72 000 комплектов деталей на общую сумму 72 миллиона золотых рублей за четыре года. Из этих деталей заводы КИМ в Москве (ныне АЗЛК) и Гудок Октября в Нижнем Новгороде (ныне ЗСА) должны были собирать автомобили Форд. В то же время был построен ГАЗ, который был введен в эксплуатацию в 1932 году.

Читайте также:  Замена основного подшипника Форд Мондео 3 и 4

Договор 1929 г оказался выгодным для обеих сторон. Мы привезли 72 000 новых автомобилей и современное оборудование. Форд обеспечивал продажи автомобилей в течение 4 лет, а 1930 год пришелся на разгар Великой депрессии, когда производство автомобилей в Америке упало на 31 процент. Когда в 1930 году Советский Союз начал сборку автомобилей Ford, заводы компании в США иногда работали 2-3 дня в неделю.

форд в России

Долгое время Форд, как и все остальные иностранные марки, был редкостью, лишь несколько дипломатических автомобилей (см рисунок) имели информацию о новинках. Здесь мы видим типичный для того времени Ford Fairlane 500 1959 года выпуска.

Но не только финансовая целесообразность объединяла нас с Фордом. Менталитет русского автолюбителя уже был предрасположен к автомобилям Форда: ведь в 1929 году они составляли большинство парковок СССР. Кроме того, книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» выдержала 9 (!) изданий с 1924 по 1928 год. Миллионы людей интересовались его производственными методами, философией, моделями. И неудивительно, что в феврале 1935 года (за три месяца до истечения срока контракта) была подписана к печати книга Н. Беляева «Генри Форд» из серии «Жизнь замечательных людей». Он стал первым иностранным промышленником, удостоенным этой категории в нашей стране.

генри Форд
Генри Форд (1863 — 1947), получив образцы ГАЗ-АА и ГАЗ-А от коллектива ГАЗа, писал в ответ: «Я с интересом познакомился с вашими автомобилями. Их ценность важна как свидетельство развития автомобильной промышленность в вашей стране»

Когда наша страна вступила в войну с фашистской Германией, среди 401 тысячи автомобилей, которые СССР получил по ленд-лизу от союзников, было много автомобилей Ford. Среди них джипы GPW (однотипные с джипами), амфибии GPA, грузовики 2G8T, полноприводные грузовики WOT8 и бронеавтомобили M8 – добротные, надежные машины, о которых ветераны войны до сих пор вспоминают с благодарностью.

Ford Motor Company в Советской России
На Американской национальной выставке в Москве в 1959 году среди нескольких автомобилей Ford модель Thunderbird произвела фурор, тогда это была самая востребованная машина в Америке.

Читайте также:  Explorer Sport Ford: обзор, цены, характеристики, тест-драйвы, мнения экспертов и отзывы в России

Как в СССР копировали иностранные автомобили и технику (ЧАСТЬ 2) перезалив

 

Музей и Первый Завод Ford Model T в Детройте на Пикетт Авеню/ С чего начинался Ford Motor Company

Ford Motor Company в Советской России
«Форд-Кастом» в 1949 году, когда он впервые появился в Москве, произвел фурор. Это также революционная модель для американской компании: независимая подвеска передних колес и несущий кузов.

Конец 1940-х и начало 1950-х годов были периодом «средневековья» в отношениях с Ford Motor Company и вообще с американской автомобильной промышленностью. Прорывом в этом смысле стала Американская национальная выставка в Москве в 1959 году. Среди обширной автомобильной выставки автомобили Ford занимали видное место. И посетители проявляли к ним живой интерес, словно встречая старых знакомых.

Потом Генри Форд Э., внук основателя известной компании, дважды приезжал к нам с деловым визитом. Он делал предложения о деловом сотрудничестве с нашими автозаводами, но время для совместных проектов еще не было благоприятным.

Ford Motor Company в Советской России
Неразрывная связь времен. Один из самых первых «Фордов» модели «С» — именно такой появился в Киеве в 1904 году. Слева мировая модель Ford Mondeo».

Только в 90-е годы начался новый этап в развитии деловых отношений между Россией и американскими фирмами, среди которых наши автолюбители всегда выделяли Ford Motor Company. Ее автомобили демонстрировались на Международной автомобильной выставке МИМС-92 на ВДНХ в августе 1992 года. На ежегодных российских автомобильных выставках экспозиция Фордов с каждым годом становилась все обширнее. В России теперь два десятка официальных дилеров, а этой весной в столице открылось официальное представительство Ford Motor Company. Времена изменились, и теперь речь может идти уже не о форде, а о постоянном мостике между этой компанией и российскими потребителями.

Живой ШУГУРОВ
Фото В. Мамедова, А. Новикова и из архива редакции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Fordrazbor: блог об автомобилях марки Форд