На женевском мотор-шоу в 1998 году Ford впервые представил новое поколение Focus. Этот автомобиль стал заменой успешного и известного Escort, который был на седьмом поколении. Как и у Escort, у Focus есть широкий выбор кузовов, включая трех- и пятидверный хэтчбек, седан, универсал и кабриолет. Кабриолетная модель появилась только во втором поколении Focus и производится одновременно с обычными моделями. В отличие от Escort, кабриолет имеет металлическую крышу, состоящую из двух секций, и в закрытом состоянии выглядит как купе.
Фокус первого поколения, выпущенный в 1998 году, был народным автомобилем. За восемь лет было продано более четырех миллионов экземпляров! Форд выпускал эту модель на своих заводах в десяти странах, включая Россию с 2002 года. Даже после появления Фокуса второго поколения Фокус первого поколения продолжал выпускаться на заводе в Штатах до 2010 года! В этой статье мы рассмотрим, достоин ли Фокус заменить почти легендарную модель Эскорт в части надежности и управляемости со спортивными "нотками"!
Около четверти экземпляров Фокуса первого поколения были завезены из-за океана, так как в Штатах они были дороже корейских моделей и через три года теряли примерно половину своей стоимости. Каждый год тысячи таких автомобилей были завозимы в Россию.
Форд Фокусы, продаваемые в США, отличаются от европейских моделей. Это связано с особенностями светотехники, которую Фокусы для США должны соответствовать по законодательству. Отличительные особенности включают оранжевые "повторители" света, которые расположены в радиаторной решетке и по бокам. Также передний бампер имеет другую форму, задний бампер немного изменен, а задние фонари не содержат оранжевых секторов. В то же время, европейские Фокусы чаще имеют черный интерьер. В салонах американских Фокусов предпочитается светлый интерьер с вставками "под дерево", но некоторые модели, произведенные во Всеволожске, могут быть без задних подголовников.
Когда вы приобретаете американское авто, важно помнить, что они не имеют номерных знаков на двигателях, как это принято в традиции! Большинство американских автомобилей выпускаются в кузове седан с автоматической трансмиссией, так как это наиболее популярная комбинация среди американских автомобилей в этом классе. Несмотря на роскошную отделку и наличие внутрисалонных аксессуаров, которые часто встречаются за океаном, как и в России, покупатели часто экономят на системе антиблокировки тормозов (АБС) и боковых подушках безопасности (ЭсЭрЭс). Однако покупка автомобиля в самой базовой комплектации, то есть без борткомпьютера, электропривода зеркал и CD-плеера, может быть довольно рискованной, так как такие версии Фокусов были и остаются популярными среди компаний, предоставляющих автомобили в аренду.
Ассортимент двигателей Ford Focus 1
Фокус, будучи надежной европейской моделью, имеет широкий выбор силовых агрегатов, включающий в себя базовый и неприхотливый 1,4-литровый двигатель с восемью клапанами и мощностью 75 лошадиных сил, а также две топовые версии: двухлитровую ST-версию с 173 лошадиными силами для Европы и России, а также 2,3-литровый двигатель мощностью 147-153 лошадиных сил для США. Абсолютно отдельным является двухлитровый турбированный вариант мотора мощностью 215 лошадиных сил! С ним у Фокуса почти спортивные характеристики — разгон до 100 км/ч занимает всего 6,7 секунды, а максимальная скорость составляет 232 км/ч. Однако, в отличие от Escort, версия Cosworth самого горячего Фокуса имеет меньшую мощность и передний привод, тогда как раллийный Фокус был более мощным — 280-326 лошадиных сил, оснащался полным приводом и имел шестиступенчатую коробку передач с разными настройками. Дизельные двигатели серии Duratorq TDCi также знакомы по Escort и другим моделям Ford, которые стали более мощными и экономичными. В отличие от предшественника, в Focus они представлены только турбированными вариантами с различным давлением и мощностью 75, 90, 101 и наконец, 110-118 лошадиных сил у топовых версий, с отличной тягой в 175, 200, 220 и 240-255 Нм соответственно. Самый быстрый двигатель разгоняется до 100 км/ч за 10,6-11 секунд, а его максимальная скорость составляет 193-196 км/ч в разных модификациях. Таким образом, по всем характеристикам они не уступают европейским и японским турбодизелям с аналогичной мощностью, за исключением того, что Alfa Romeo, Volkswagen и Seat имели открыто спортивные версии с мощностью 150 лошадиных сил. Однако дизельные двигатели Ford легко поддаются тюнингу — всего лишь с относительно недорогим чип-тюнингом (550-650 долларов) они могут выдавать 130-142 лошадиных сил и 31-330 Нм, при этом сохраняя долгий срок службы. Есть и более дорогие и эффективные методы, но это уже другая тема для разговора.
На вторичном рынке встретить Форд Фокус Первый с недорогим двухлитровым двигателем "восьмиклапанник" Split Port, который имеет мощность 110-112, 129 или 133 лошадиных сил, вполне возможно. У этого двигателя используется камера сгорания полусферической формы, иногда его также обозначают как CVH, что является сокращением от английского термина Compound Valve angle Hemispherical. Этот метод использовался на моделях Эскорт в 80-х годах, хотя на европейские версии Фокусов он уже не ставится. Местные механики уже почти забыли о нем, однако этот двигатель простой в обслуживании и ремонте и вплоть до пробега 145 000-155 000 километров не вызывает особых проблем. Однако, после этого может произойти "самоуничтожение" и седла клапанов могут попасть внутрь цилиндров, в результате чего стоимость ремонта может достигнуть 3 000-4 000 долларов. А запчасти придется ждать целыми неделями…
Самостоятельно турбодизельные двигатели "дураторки" довольно надежны — даже узлы турбонаддува способны пройти до 200000 километров, однако они рискуют. Например, они чувствительны к качеству нашего топлива, и это относится практически ко всем иностранным турбодизелям. Кроме того, топливный насос полностью выйдет из строя из-за износа, а если его заправить неудачно, что может случиться с нами, то после этого система управления может угодить в глубокую кому, что приведет к ограничению оборотов на уровне 1000-1100 об/мин.
Зато "Зетеки" линейки Форд были оборудованы 16-клапанными двигателями, которые отличались универсальностью. "Американские" модели оснащались только двухлитровыми версиями, в то время как в Европе и у нас были доступны даже 1,4 литровые модели с мощностью 75 лошадиных сил. На наш рынок до 2002 года фордовцы поставляли 1600-кубовую версию мотора Зетек-СЕ, которая была адаптирована для использования бензина АИ-92, но из-за этого она имела на 11 лошадиных сил меньше мощности, чем "европейский" вариант. Однако, несмотря на свою универсальность, модели с таким мотором испытывали проблемы с ездой и плохо заводились в морозы. То же самое относится и к 1,8 литровым моделям Зетек-Е, которые также были ограничены в своей мощности для возможности использования низкооктанового бензина.
После 2002 года, компания Форд смогла частично решить эту проблему, внесши изменения в программу управления двигателем. Однако, в российских моделях Фокусов, под капотом был установлен другой двигатель — 1.6-литровый восьмиклапанный вариант Zetec-RoCam (сокращенно Rollerfinger Camshaft). Этот двигатель можно описать как удешевленную версию двигателя Зетек-Е с цепным приводом газораспределительного механизма и блоком цилиндров из чугуна. Это привело к негативному влиянию на уровень шума и вибраций. В Россию этот двигатель поставлялся из Южной Африки под названием Duratec 8V. Но на практике этот двигатель не так уж и плох, например, он обладает хорошей тягой на низких оборотах и лучше других версий может работать на российском топливе.
Однако американские автомобили Zetec-Е настроены так, чтобы соответствовать строгим экологическим нормам, и они воспринимают наш бензин как заменитель. Из-за этого многие водители сталкиваются с проблемой, когда мигающий или постоянно горящий сигнальный светодиод "Check Engine" указывает на проблемы и сбои в компьютерной диагностике, так как исходные настройки управляющей программы создают неполадки.
На всех автомобилях с двигателем Zetec время от времени требуется промывка регулятора холостого хода. И не только регулятор холостого хода, но и дроссельная заслонка требует эту процедуру. При замене датчика скорости автоматическая коробка передач переходит в аварийный режим и зафиксирована на второй передаче, не переключаясь выше, а двигатель на автомобилях с механической коробкой передач может даже заглохнуть во время движения. Хотя датчики скорости стоят одинаково для всех версий ($35-40), они различаются у "европейцев" и "американцев".
Однако, управление всеми двигателями адаптивное, что позволяет им подстраиваться под индивидуальный стиль вождения каждого водителя. Для быстрого сброса памяти о предыдущем владельце автомобиля можно отсоединить аккумуляторные клеммы и уже после преодоления первых 10—15 км машина должна проявить изменение своего поведения. Еще одним электронным устройством является защита двигателя от перегрева. В случае сильной жары, контроллер выдаст команду на снижение мощности, что особенно заметно при работающем кондиционере и приводит к еще более плохим показателям ускорения. Если проигнорировать сигнал контрольной лампы температуры охлаждающей жидкости, то пара цилиндров отключится и диапазон оборотов двигателя будет ограничен до 3000 об/мин.
За возникновение проблем с «вскрытием» двигателя могут отвечать как отказы электродвигателя вентилятора и появление ржавчины на его разъеме. Однако основная проблема системы охлаждения кроется не в этих неприятностях, а в появлении трещин. Они могут появляться в корпусе термостата и/или тройнике отопителя после пробега от 60 до 85 тыс. километров, а также раньше, в расширительном бачке, из-за заедания клапана крышки.
Кроме того, корпуса катушек зажигания также подвержены трещинам, хотя чаще всего проблемы возникают из-за высоковольтных проводов или свечей – это безусловно слабое место Форд Фокуса! Вне зависимости от того, обычные ли это свечи или платиновые, их часто приходится менять, почти так же часто, как и моторное масло!
Важно учитывать, что несмотря на то, что компания Форд предлагает заменять масло в двигателях Зетек через каждые 20 000 км, лучше всего проводить замену каждые 10 тыс. км. Гидроопоры в приводе клапанов работают лучше с фирменной "синтетикой" вязкостью 5W-30 или 5W-40 (для Ford эту масляную смазку производит Castrol), либо с другим аналогичным маслом с допуском WSS-M2C913, модель A или B. Не стоит экономить на качественном масле, так как в противном случае придется заменять даже клапаны из-за ударных нагрузок, которые гидроопоры не могут выдержать.