Ford Model T изменил мир. Из игрушек для бесплатных автомобилей программировался в пути.
«Как вы думаете, возможно ли, — писал Станислав Лем в одном из своих очерков, обращаясь к воображаемому футурологу начала XX века, — что вон та старая бричка, в которую г-н испарений в больших городах, днем превратится в ночь, и толкнуть куда-то эту коляску будет настолько сложно, что не будет задачи сложнее этой в крупнейших мегаполисах?»
Конечно, на заре автомобильной эры о таком кошмаре никто и подумать не мог. Но это случилось, и виной тому был даже не Карл Бенц, а предприимчивый американец Генри Форд (Henry Ford), чья фамилия едва не превратилась в синоним автомобиля вообще.
Свой первый автомобиль — так называемый «квадрицикл» — Форд построил в 1896 году, в возрасте 18 лет, и вывел его на улицы Детройта через щель в стене амбара: увлеченный изобретатель не учел размеры входной двери. Вскоре Форд показал себя способным бизнесменом, продав свое творение за 200 долларов.
Однако до промышленного производства было еще далеко. Нынешняя известная компания Ford Motor Company ведет свою историю с 1903 года. За первые шесть лет компания выпустила десятки различных моделей, обозначаемых буквами латинского алфавита от А до S. Среди них были и дешевые модели, и достаточно дорогие и мощные, рассчитанные на состоятельных покупателей. Ведь вскоре Форд понял, что больших денег таким способом не заработаешь, и решил сосредоточиться на единственной массовой и практичной модели, доступной буквально всем слоям общества.
Форд Т, 1923-го. Первый массовый и доступный автомобиль. Автообзор раритета.
Такой моделью стал Ford T — знаменитая «Жестянка Лиззи», первые экземпляры которой были собраны в 1908 году. Форд намеревался построить самый доступный автомобиль — но не в ущерб надежности! Поэтому рама машины была склеена из особо прочной стали, легированной ванадием. На ней ставился в междурядный объем двигателя объемом 2,9 литра. Цилиндры были отлиты в один блок — тоже необычное решение для той эпохи. Максимальная скорость машины составляла 72 км/ч.
Форд также позаботился о том, чтобы машиной было не сложно управлять. Переключать передачи на старых автомобилях было сущим чучением. Специально для Ford T разработали двухступенчатую планетарную коробку передач, которая приводилась в действие педалью, имевшей три положения, соответствующие нейтральной, первой и второй передачам. Другая педаль включала заднюю передачу, третья педаль активировала трансмиссионный тормоз, а педали сцепления в машине не было вообще — обошлись без нее. Что касается акселератора, то он тоже располагался в необычном месте — его функции выполнял рычаг на руле. Рессоров на машине было всего две, и обе поперечные полуэллиптические. Такое архаичное решение останется и на последующих моделях, даже на выпущенных в годах «восьмерках.
У Ford T были свои недостатки, которые в основном были связаны со стремлением удешевить конструкцию. Так, бензин проступал в моторе самотёком. Это приводило к тому, что если в баке оставалось мало топлива, двигатель мог заглохнуть на крутых подъемах. Хитрые американцы нашли выход: забрались в гору.. задом. Еще одной врожденной проблемой были фары. Они питались прямо от магнето и при малых оборотах двигателя горели очень слабо. Чтобы увидеть дорогу перед собой ночью, нужно было ехать на пониженной передаче.
Помимо упрощенной конструкции еще одним козырем Форда была великолепная организация производства. Например, чтобы снизить себестоимость и меньше зависеть от поставщиков, Форд наладил собственное металлургическое производство. Он дал указание смежникам о размерах досок для ящиков, в которые должны быть помещены детали. Затем из этих досок вырезали деревянные детали машины. Оставшуюся древесину сжигали на древесный уголь, который также продавали. Такая борьба за доллары и центы привела к тому, что Ford T оказался исключительно дешевым: 825 долларов. И это то время, когда редкая машина продавалась менее чем за 2000 долларов, считалась игрушкой для богатых!
Неудивительно, что машина моментально стала самой массовой моделью. Уже в 1909 году было продано более 12 тысяч Ford T, а в следующем году — почти вдвое больше, свыше 19 тысяч. Фирма Форд, которая еще с 1906 года была крупнейшим производителем автомобилей в Америке, внезапно откололась. В его годовом производстве было выпущено более 70 тысяч автомобилей по сравнению с 28 тысячами у ближайшего конкурента — Willys-Overland. Покупатели оценили достоинства надежного и неприхотливого автомобиля, который легко передвигался по самым грязным дорогам — асфальтом шоссе в Америке в то время и не пахло, состояние дорог было не лучше, чем, скажем, в России, которая славится своим выбоины. А если "Жестянка Лиззи" всё же ломалась его лица "на коленке" мог бы починить объявление сельский кузнец.
Если у вас остались вопросы вы можете задать их на нашем форуме Форд Клуб, сам форум на данный момент переехал в Telegram-чат, перейдя по предложенной ссылке, вы попадете на страницу с приглашением Перейти в Чат — присоединяйтесь к нашему сообществу и общайтесь с владельцами авто марки FORD в удобном и современном формате.
Чтобы удовлетворить спрос и еще больше снизить затраты, Форд обратился к нетрадиционным методам производства. Так он придумал конвейер, взяв за образец те, что к тому времени уже существовали.. на чикагских скотобойнях, но представляли собой некую «линию разборки»: говяжьи туши, подвешенные на крюки и движущиеся мимо мясников, были последовательно «раздеты» до голого скелета. Форд решил поступить наоборот: на его конвейере кузов обрастал деталями, превращая его в готовый автомобиль.
Конвейер был внедрен на заводах Форда в начале 1914 года. Время сборки радикально сократилось: раньше одно шасси для Ford T собиралось за 12 с половиной часов, теперь весь автомобиль — за 93 минуты. Правда, это решение, технологически эффективное, оказалось немыслимым с гуманитарной точки зрения. Только неквалифицированные эмигранты могли соблазниться однообразной, пьянящей работой на конвейере. Компания Форда одолевала одераня какучка кадров. Не обошлось и без социальной критики: Форда обвиняли в превращении рабочих в живых автоматов. Форд ответил на это, подняв минимальную заработную плату до беспрецедентного уровня: пять долларов за восьмичасовой рабочий день. Вспомните рассказы О. Хенри: там девушам-продавщицам такую сумму платят в неделю! Этот поступок потряс Америку. Форда снова раскритиковали, на этот раз назвав его социалистом. Однако Форд не просто покончил с потоком и повысил производительность: повысив заработную плату своим рабочим, он дал им возможность покупать собственные автомобили и, таким образом, увеличил число своих клиентов. И действительно, несмотря на всю критику, к 1916 году прибыль компании удвоилась.
В том же году модель Т претерпела первый серьезный рестайлинг, и вместо прежнего угловатого радиатора из латуни получила новый круглый радиатор, окрашенный в черный цвет. Вообще Генри Форд любил черную краску. Ему даже приписывают знаменитую фразу: «Цвет автомобиля может быть любым при условии, что он черный». Скорее всего, это легенда, но, так или иначе, с 1926 года других расцветок покупателям толком не предлагалось. Форд якобы выбрал черную краску, потому что она высыхала быстрее других, и таким образом ускорялось время сборки автомобиля, но на самом деле она была просто самой дешевой и долговечной.
Первый закрытый кузов — седан — был установлен на Ford T в 1914 году. Он имел необычную для нас конструкцию: две двери, расположенные посередине кузова, служили для доступа как к передним, так и к задним сиденьям. Таким образом, со стороны водителя была не дверь, а глухая стена с окном, и чтобы выбраться из машины, ему приходилось перелезать через спинку сиденья. По этой причине или из-за относительно дорогих седанов они не пользовались большим спросом: до конца оставался открытым самый популярный вариант Ford T — Phaeton, который американцы называют Touring.
Ford T 1924 года как машина на каждый день
Производство увеличилось, более 700 тысяч в 1917 году. Затем США вступили в мировую войну, промышленность частично переключилась на военные нужды, упал спрос, возникла нехватка сырья, с годами производительность заводов Форда несколько снизилась. Но уже в 1921 году на волне послевоенного бума был взят новый рубеж: 1 миллион 400 тысяч машин! И даже за два года Ford T был выпущен в количестве 2 млн штук.
Ему 95 лет и он всё ещё на работе. Ford T 1925 года.
Таких обёмов производство в тегоды больше не могу дать никото. Ближайшие конкуренты построили в шесть раз меньше машин. Неудивительно, что модель T составляла более половины парка автомобилей в США и 90 процентов во всем мире. «Жестянки» так хорошо раскупались, что с 1923 года их вообще не афишировали. Ford T, помимо всего прочего, стал первой международной моделью: еще в 1911 году заводы по его сборке были открыты не только в Англии, но и в Германии. Так начались «Еврофорды», которые со временем стали кардинально отличаться от американской линейки этой марки.
Однако такой фантастический успех, как это часто бывает, не пошел на пользу Генри Форду. Он возгордился и стал считать себя непогрешимым, считая, что потребителю никогда не понадобится автомобиль, отличный от Ford T. Между тем эпоха, когда модель T не характерна для конкуренции, подошла к цу. В 1916 году известный автомагнат Билли Дюран поставил на конвейер автомобиль Chevrolet 490, который был назван так потому, что изначально стоил 490 долларов. Покинув General Motors, он основал новую недорогую марку Star. Dodge, первым в отрасли применивший цельнометаллический кузов, также привлек клиентов. Если у клиента все хорошо, он, как правило, покупает более дорогой и комфортный автомобиль. И Генри Форд не мог предложить покупателям ничего, кроме очень дешевых (менее 300 долларов на начало года), но морально устаревших «Жестянок Лиззи», лишенных элементарных удобств. Например, почти до самого конца их производства стартер не входил в список стандартного оборудования и ставился за дополнительную плату.
Все более архаичным выглядело и управление этими машинами. Дошло до того, что в ряде штатов для вождения Ford T требовались специальные права. В конце концов, продажи автомобилей стали падать, и это заставило даже такого прямолинейного человека, как Генри Форд, принять меры. В мае 1927 года заводы Форда были закрыты на полгода: якобы с целью переоснащения для выпуска новой модели, но на самом деле ее в природе еще не существовало. Форд отправил рабочих домой, а инженеров отправили на разработку новой модели. Он пошел в серию только в конце года и назывался вовсе не Ford U, как логично следовало бы, а Ford A — в знак того, что все начинается сначала. Новая модель с двигателем, несмотря на спешку ее создания, оказалась очень удачной и стала достойной преемницей модели Т.
За 20 лет было построено более 15 миллионов «Жестянок Лиззи» — этот рекорд был побит лишь спустя полвека другим «народным автомобилем», знаменитым «Жуко» от компании Volkswagen. Мечта Генри Форда сбылась: он действительно посадил за руль американцев. В лучшую или в худшую сторону, но благодаря его стараниям автомобиль коренным образом изменил образ жизни сначала в Америке, а затем и во всем остальном мире.